Работа

Рыночный характер и кибернетическая религия Фромма

Насколько хорошо вы понимаете процессы, происходящие в современном мире? Часто ли вам кажется, что мир погряз в хаосе или что всем движет чей-то злой замысел? А может быть, вы считаете, что все кризисы и катаклизмы – это кара Божья за человеческие грехи? Сегодня мы обсудим рыночный характер и кибернетическую религию, понятий, введенных Эрихом Фроммом, выдающимся немецким философом, социологом и психологом.

Эрих Фромм и его концепции

Кто такой Эрих Фромм?

Эрих Фромм (1900-1980) – один из ведущих представителей гуманистической психологии XX века. Интересовался различными социальными явлениями и проблемами, такими как рыночный характер производства и кибернетическая религия. Эти темы с развитием науки и техники приобрели особую актуальность в современном мире и заслуживают детального анализа.

Рыночный характер

По мнению Фромма, рыночный характер экономики – один из главных факторов, формирующих современное общество. Это тип личности, когда человек ориентируется в большей степени на прибыль и личный успех, а не на общественные ценности и интересы. Этот тип характера возникает вследствие усиления конкуренции и индивидуализма, а также влияния рекламы и массовой культуры. Фромм считал, что рыночный характер ведет к потере человеческой свободы и достоинства, поскольку культ денег становится центром жизни человека.

  • Ориентация на прибыль и личный успех
  • Усиление индивидуализма и конкуренции
  • Потеря человеческой свободы и достоинства
  • Подчинение жизни идее зарабатывания денег

Кибернетическая религия

Кибернетическая религия – это термин, введенный Фроммом, который противопоставляет традиционным формам религий. Она выражается в поклонении деньгам и успеху и замещает собой традиционные религии, особенно в густонаселенных городах и местах, где развитые технологии распространяются быстро. В сути этой новой религии – стремление к повышению личного благосостояния, которое становится приоритетом для многих «рыночных» людей. Таким образом, кибернетическая религия замещает вопросы духовности и предназначения человека.

  • Поклонение деньгам и успеху
  • Замещение традиционных религиозных ценностей
  • Фанатическое стремление к успеху

Развитие рыночного характера и кибернетической религии

Процесс формирования

Фромм детально описал процесс формирования этих феноменов в своей книге «Иметь или быть?». Социальные изменения с момента зарождения капитализма привели к страсти к накопительству. Средний класс буквально одержим идеей материальных накоплений. По мере того как рыночный характер охватывает массовое сознание, человек ощущает себя как товар, имеющий меновую стоимость – людские умения и качества оцениваются на рынке.

Исследование Маккоби

Фромм анализировал труды Майкла Маккоби, который исследовал структуру характера 250 топ-менеджеров и инженеров. Маккоби выявил, что у большинства современников преобладают черты «рыночной» или «кибернетической» личности, проявляющиеся в слабом развитии эмоциональной сферы при активном интеллектуальной.

Результаты исследования:

  • 0% – Проявляющий глубокий и живой научный интерес к работе
  • 58% – Интересующийся работой в необходимой для выполнения степени
  • 5% – Не слишком любящий, но ответственный
  • 41% – Ориентированный на ролевое поведение

Влияние на общество

По Фромму, человек с рыночным характером ставит в главу угла деньги и успех, что ведет к разрушению личной свободы и потере истинных эмоций, таких как любовь или ненависть. Это приводит к «авторитаризму», «деструктивности» и «конформности», описанных Фроммом как стратегии «бегства от свободы». В конечном итоге, вместо традиционных ценностей главный приоритет жизни – успешное функционирование в условиях рынка.

Рыночный характер и кибернетическая религия Эриха Фромма – фундаментальные концепции, объясняющие многие социальные и психологические процессы современного мира. Фромм полагал, что стремление к денежному успеху и признанию ведет к утрате человеческой истинности и подлинных ценностей. Поэтому понимание этих понятий важно для самосознания и критического восприятия окружающего мира.

Мы надеемся, что наша статья дала вам более глубокое понимание этих концепций. Если вы хотите еще глубже разобраться в подобной тематике, рекомендуем пройти программы «Когнитивистика» и «Критическое мышление». Желаем вам оставаться собой в любых обстоятельствах и критически осмысливать происходящее вокруг.

Рекомендуем к прочтению:

[Фото с 4brain.ru]