Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) — выдающийся театральный режиссер, преподаватель и актер. В детстве он носил милое прозвище Кокося, но, несмотря на физические недостатки и дефекты речи, он всегда мечтал о сцене. Став осведомленным в театральном искусстве, Станиславский разработал уникальную систему актерского мастерства, которая и сегодня продолжает развивать навыки актеров по всему миру.
Проживать, а не играть в жизнь
Подлинные эмоции на сцене
Одной из ключевых идей Станиславского была концепция проживания роли. Он считал, что актер должен находиться на сцене в натуральном, естественном состоянии, чувствовать те же эмоции, что и его персонаж. До этого актеров учили «показывать» эмоции, оставаясь при этом чуждыми своим героям.
Физические действия и эмоции
Станиславский предлагал инновационный подход к актерскому мастерству: не только чувствовать персонажа, но и сначала правильно выполнять физические действия, которые затем приведут к необходимым эмоциональным переживаниям. Придумывание историй для действий также помогало актеру вжиться в роль.
Идея ультранатуральности
Препятствие к подлинному исполнению
Главное препятствие, по мнению Станиславского, это отсутствие веры актера в истинность происходящего. Разработанные им техники помогали преодолеть этот барьер.
Учитывание обстоятельств
Все начинается со сценария. Актер должен задавать себе вопросы, касающиеся его персонажа, и учитывать все обстоятельства, влияющие на характер героя.
Эмоциональная память
Актер вспоминает личные переживания, схожие с чувствами персонажа, и использует их для воплощения роли.
Подтекст
Скрытый смысл или подтекст влияет на актера, определяя его интонации и язык тела, что делает сцену более правдивой.
Техника «Что, если»
Актер представляет себе, что бы он сделал в ситуациях, аналогичных тем, что переживает его персонаж, и использует это для создания реалистичных реакций.
Наблюдение
Станиславский призывал актеров быть внимательными наблюдателями, изучать поведение и характеристики окружающих для более правдоподобной игры.
Принципы общения
Станиславский видел общение как ключевой аспект актёрского мастерства. Он выделял несколько принципов для улучшения взаимодействия на сцене и с аудиторией:
- Присутствие «здесь и сейчас»
- Согласие с самим собой
- Соблюдение зрительного контакта
- Взаимный эмоциональный обмен
- Уважение и активное слушание
Сверхзадача, цели и сквозная линия
Сверхзадача — это ключевая жизненная цель персонажа. Мэтр учил, что барьеры на пути к сверхзадаче стимулируют активность и являются благом для актера.
Расслабление по Станиславскому
Каждый актёр сталкивается с волнением и мышечным напряжением. Станиславский разработал технику для его контроля, включающую в себя разные позы и контроль за мышцами. Эта техника полезна не только актерам, но и всем, кто выступает перед аудиторией.
Константин Станиславский стал иконой театрального мира благодаря своей революционной системе и искренним подходам к актерскому мастерству. Его методики и сегодня остаются актуальными для всех, кто стремится к саморазвитию и реалистичной игре. Как говорил Станиславский, правдивость завораживает и проникает в глубину сознания слушателя, так что старайтесь жить без притворства и быть честными с собой и окружающими.
[Фото с 4brain.ru]